"Итак, пусть Сам Бог, источник мира, освятит вас всецело, чтобы ваш дух, душа и тело сохранились непорочными до тех пор, когда придет Господь наш Иисус Христос." (1 Фессалоникийцам 5:23)
Когда я изучал 1-е послание Фессалоникийцам (с которого начался этот блог), забыл отметить этот стих. Он интересен тем, что в нём все вместе и раздельно упоминаются дух, душа и тело человека. Для любителей тонких материй: дух человека - не то же самое, что душа, и не то же самое, что Св. Дух Бога; это отдельная часть человека. Насколько я понимаю из Библии, дух человека - это внутренняя часть человека, знающая все глубинные мысли этого человека и способная к общению с Духом Бога, когда Он живёт в нас, тех, кто крещён во Христа (Рм.8:16, 1Кр.2:11-16); душа - это жизнь, это одно и то же слово в греческом языке (Лк.9:24); а тело - это физический организм человека, а также плоть в Библейском смысле слова, т.е. мирская природа, натура человека до обращения ко Христу (Рм.8:5-8). И дух, и душа, и тело нуждаются в непорочности (и потому в освящении от Христа), т.к. все три греховны по природе. Можно сказать, просто для ориентира, что дух человека нуждается в освящении мыслей и общении с Богом, душа - в освящении чувств, желаний и стремлений, а тело - в освящении поступков, поведения и привычек. Бог - Тот, Кто даёт нам это освящение, это процесс, через учение Христа и очищающую кровь Его.
Никакого супер-практического вывода сегодня, просто хотелось написать об этом ёмком и лаконичном стихе. Желающие больше понять о духе и душе человека, и Духе Бога, и как они связаны и чем различаются - могут изучать об этом Библию самостоятельно :)
Когда я изучал 1-е послание Фессалоникийцам (с которого начался этот блог), забыл отметить этот стих. Он интересен тем, что в нём все вместе и раздельно упоминаются дух, душа и тело человека. Для любителей тонких материй: дух человека - не то же самое, что душа, и не то же самое, что Св. Дух Бога; это отдельная часть человека. Насколько я понимаю из Библии, дух человека - это внутренняя часть человека, знающая все глубинные мысли этого человека и способная к общению с Духом Бога, когда Он живёт в нас, тех, кто крещён во Христа (Рм.8:16, 1Кр.2:11-16); душа - это жизнь, это одно и то же слово в греческом языке (Лк.9:24); а тело - это физический организм человека, а также плоть в Библейском смысле слова, т.е. мирская природа, натура человека до обращения ко Христу (Рм.8:5-8). И дух, и душа, и тело нуждаются в непорочности (и потому в освящении от Христа), т.к. все три греховны по природе. Можно сказать, просто для ориентира, что дух человека нуждается в освящении мыслей и общении с Богом, душа - в освящении чувств, желаний и стремлений, а тело - в освящении поступков, поведения и привычек. Бог - Тот, Кто даёт нам это освящение, это процесс, через учение Христа и очищающую кровь Его.
Никакого супер-практического вывода сегодня, просто хотелось написать об этом ёмком и лаконичном стихе. Желающие больше понять о духе и душе человека, и Духе Бога, и как они связаны и чем различаются - могут изучать об этом Библию самостоятельно :)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьДолго не комментировал эту статью, т.к. тема ОЧЕНЬ интересная. На мой взгляд, актуальная и супер практичная. Ну, вот на выходных есть время поднять свои записи и поразмыслить вместе...
ОтветитьУдалить1. Начну с того, что в этом отрывке в явном виде раскрывается "состав человека": дух, душа, тело.
Как я понимаю, дух - это и есть подобие Божие, о котором говорится в Быт. 5:1, Иак. 3:9. Это какая-то божественная сущность, имеющая связь с Богом (как правильно подметил Саша). А вот душа и тело - это творение Божие.
Как известно из Ветхого завета, животные, так же как люди, имеют душу (Лев. 17:11-4, Втор. 12:23) и тело, но не имеют духа. Этим уникален человек.
1. Насколько я знаю, очень мало сказано в Библии напрямую о том, что такое "дух человека"; поэтому я бы не говорил, что он и есть подобие Божие и тем более "божественная сущность". Насколько я вижу в Библии, весь человек (а не какая-то его компонента) создан по образу и подобию Божьему. И при этом по природе человек душевное существо, а не духовное, и духовным его делает только Христос (см. 1Кр.15:44-49).
УдалитьА говоря о том, что животные имеют "душу", я бы подчеркнул, что это слово "душа" в Библии означает "жизнь", а не то, что поэты понимают под "душой". Животные - живые; трудно сказать что-то сверх этого.
2. Известно также, что тело (плоть) человека погибнет, в отличие от души.
ОтветитьУдалить"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10:28)
"Но то скажу, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." (1 Кор.15:50)
Когда человек в тишине и уединении закрывает глаза, то может легко осознать свою внутреннюю душевную сущность (мысли, эмоции, стремления и т.д.) Над этим у сатаны нет власти, и эта часть человека постоянно делает выбор между добром и злом.
2. Здесь важно пояснить вот что. Многие думают, что душа по природе бессмертна. Это неверно. В Библии нет такого учения - наоборот, ясно сказано, что Бог - единственный, Кто имеет бессмертие в Себе (1Тм.6:15-16); Он в состоянии "и тело и душу погубить" либо "и тело и душу воскресить к вечной жизни". То, что люди не могут убить душу (Мф.10:28), не означает, что она бессмертна; Бог определяет ее судьбу.
УдалитьЯ согласен с мыслью о том, что у сатаны нет власти над душой человека и его выбором. Человек сам ответственен за все свои поступки и выбор. Сатана только показывает ему свою "рекламу", но "покупать" ли его предложение - выбор человека... За одним исключением: если человек - раб греха (Рм.6:12-23, Ин.8:31-34, 2Пт.2:18-22): это такое состояние, при котором уже грех управляет человеком. Бог еще Каина предупреждал о такой опасности: "у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Бт.4:7).
3. Бог призывает наше внутреннее "я" сделать свой окончательный выбор между духом и плотью, между свободой от греха и рабством (между Египтом и землей обетованной :-)
ОтветитьУдалить"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал. 5:16-17)
Обратите внимание, как я понимаю, апостол Павел здесь говорит о духе человека, а не о Духе Божьем. Дух человека стремится воссоединиться с духом Бога! И результатом этого воссоединения будет новый человек и новое духовное тело.
Аминь!
Удалить4. Достаточно подробно апостол Павел пишет о своей борьбе с грехом в послании к Римлянам Гл.7. И он напрямую связывает это с желаниями плоти.
ОтветитьУдалить"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху." (Римл. 7:14)
Напомню, что дух и плоть изначально имеют противоположные желания и стремления. (Гал. 5:6-17)
Встать раньше утром, чтобы провести время с Богом - это борьба между плотью и духом.
Решение объявить пост - это борьба между плотью и духом.
Если спросить спортсмена, что желает его тело во время тренировок, то ответ очевиден - тело желает отдохнуть. Но дух знает, что победа невозможна, если следовать желаниям плоти.
"но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным." (1-е Кор 9:27)
В этом и есть призыв для христианина, чтобы тело подчинилось желаниям духа. Об этой непорочности и говорит рассматриваемый нами отрывок. 1-Фс.5:23)
Тоже аминь! Есть непорочность тела, непорочность души, непорочность духа - нам нужны все три :)
Удалить