"Тимофей, сын мой, я пишу тебе это наставление, помня о пророчествах, которые были сказаны о тебе. Я хочу, чтобы ты, следуя им, вел битву за истину, сохраняя свою веру и чистую совесть. Некоторые ее отвергли, и в результате их вера потерпела кораблекрушение. Среди них Гименей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не кощунствовать." (1 Тимофею 1:18-20)
О Тимофее были сказаны пророчества - т.е. кто-то, имевший дар слышать Бога напрямую, сказал что-то от Бога персонально про Тимофея и для Тимофея, чтобы в соответствии с этим он мог строить свою жизнь и "вести свою битву". Для нас, современных людей, это всё может звучать примерно как эпизод из фильма-фэнтези ("Ты - избранный!" и т.д.), а тогда в церкви это была реальность, в которой они жили: рядом были Апостолы, которые видели Христа; время от времени совершались чудесные исцеления; и рядом были пророки, которые слышали откровения от Бога непосредственно - о вере, о будущем, и о судьбе конкретных личностей или стран (в особых случаях). Хотели бы мы, чтобы о нас были сказаны пророчества от Бога, чтобы нам было открыто Богом что-то о нас в будущем, о нашей роли? - Лично я - и да, и нет. "Да" я говорю о напутствии от Бога, ободряющем и вселяющем уверенность: я хочу такого напутствия! Как говорится, "Что бы ты предпринял, если бы твёрдо знал, что не сможешь потерпеть поражение?" - отличный вопрос для размышления! Правда, нам нужно ещё и мудрое сдерживание, чтобы мы не пошли упорно "не туда". А "нет" - "скорее нет" - я бы сказал на предложение открыть мне моё будущее. Это связывает, даже как-то давит. Вопросы типа "Как бы ты прожил сегодняшний день, если бы знал, что он последний?" мне кажутся совсем не на 100% полезными, а идея "жить каждый день как последний" - вообще спорной. Бог, как правило, и не открывает людям их будущее, тем более что будущее - изменчиво: мы в большой степени формируем его своими решениями и поступками! (Иез.18:20-32; Гл.6:7-9).
В наших же жизнях бывали своеобразные "микро-пророчества": не "настоящие" пророчества, а моменты, когда кто-то знающий, опытный, авторитетный для нас (и не один такой человек, а бывало, и несколько, независимо друг от друга), говорил(-и): "У тебя к этому талант! Тебе стоит заниматься этим... Посвяти время этому... А здесь ты переоцениваешь себя, живешь во власти иллюзий... А здесь тебе надо окрепнуть... А этому научиться... А в этом расти... А здесь отрекаться от себя...". Те люди не были пророками, но свидетельство двух или трёх духовных людей об одном и том же - это весомое свидетельство, от которого не надо отмахиваться. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю людей, которые поддерживали и поддерживают мои начинания в тех областях, где, как они подтверждали, у меня есть дар и способности и перспективы! Они помогли мне продвинуться до того места, где я нахожусь сейчас. И некоторые прямые и честные упрёки, призывы к покаянию тоже помню до сих пор.
"Я хочу, чтобы ты, следуя им [пророчествам и наставлениям], вел битву за истину, сохраняя свою веру и чистую совесть". У каждого из нас есть свои духовные битвы в жизни (даже не одна битва; мы на многих фронтах боремся и стараемся). В синодальном переводе написано: "чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин". Павлу, очевидно, нравилось сравнение христианина с "добрым воином" (2Тм.2:3). Мы - добрые воины на стороне Бога. И когда мы боремся, нам нужно уметь смотреть не только по сторонам (на цели, на планы, на обстоятельства, на людей и т.д.), но и внутрь себя. Христианам нужно немного здоровой интроверсии, чтобы заботиться о том, что у них внутри, "сохранять свою веру и чистую совесть" - через послушание истине и жизнь на свету. "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя" (1Тм.4:16).
Сегодняшний вывод: ценить то, что говорят мудрые духовные люди обо мне, и во всех своих "битвах" и "походах" уделять внимание не только внешним обстоятельствам и планам, но и состоянию своей веры и совести. Уже 2-я заметка подряд об этом! "Тихое время" с Богом - идеальная регулярная возможность думать о состоянии своей веры и совести, кормить веру и очищать совесть перед Богом через исповедь (а потом и перед братьями).
О Тимофее были сказаны пророчества - т.е. кто-то, имевший дар слышать Бога напрямую, сказал что-то от Бога персонально про Тимофея и для Тимофея, чтобы в соответствии с этим он мог строить свою жизнь и "вести свою битву". Для нас, современных людей, это всё может звучать примерно как эпизод из фильма-фэнтези ("Ты - избранный!" и т.д.), а тогда в церкви это была реальность, в которой они жили: рядом были Апостолы, которые видели Христа; время от времени совершались чудесные исцеления; и рядом были пророки, которые слышали откровения от Бога непосредственно - о вере, о будущем, и о судьбе конкретных личностей или стран (в особых случаях). Хотели бы мы, чтобы о нас были сказаны пророчества от Бога, чтобы нам было открыто Богом что-то о нас в будущем, о нашей роли? - Лично я - и да, и нет. "Да" я говорю о напутствии от Бога, ободряющем и вселяющем уверенность: я хочу такого напутствия! Как говорится, "Что бы ты предпринял, если бы твёрдо знал, что не сможешь потерпеть поражение?" - отличный вопрос для размышления! Правда, нам нужно ещё и мудрое сдерживание, чтобы мы не пошли упорно "не туда". А "нет" - "скорее нет" - я бы сказал на предложение открыть мне моё будущее. Это связывает, даже как-то давит. Вопросы типа "Как бы ты прожил сегодняшний день, если бы знал, что он последний?" мне кажутся совсем не на 100% полезными, а идея "жить каждый день как последний" - вообще спорной. Бог, как правило, и не открывает людям их будущее, тем более что будущее - изменчиво: мы в большой степени формируем его своими решениями и поступками! (Иез.18:20-32; Гл.6:7-9).
В наших же жизнях бывали своеобразные "микро-пророчества": не "настоящие" пророчества, а моменты, когда кто-то знающий, опытный, авторитетный для нас (и не один такой человек, а бывало, и несколько, независимо друг от друга), говорил(-и): "У тебя к этому талант! Тебе стоит заниматься этим... Посвяти время этому... А здесь ты переоцениваешь себя, живешь во власти иллюзий... А здесь тебе надо окрепнуть... А этому научиться... А в этом расти... А здесь отрекаться от себя...". Те люди не были пророками, но свидетельство двух или трёх духовных людей об одном и том же - это весомое свидетельство, от которого не надо отмахиваться. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю людей, которые поддерживали и поддерживают мои начинания в тех областях, где, как они подтверждали, у меня есть дар и способности и перспективы! Они помогли мне продвинуться до того места, где я нахожусь сейчас. И некоторые прямые и честные упрёки, призывы к покаянию тоже помню до сих пор.
"Я хочу, чтобы ты, следуя им [пророчествам и наставлениям], вел битву за истину, сохраняя свою веру и чистую совесть". У каждого из нас есть свои духовные битвы в жизни (даже не одна битва; мы на многих фронтах боремся и стараемся). В синодальном переводе написано: "чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин". Павлу, очевидно, нравилось сравнение христианина с "добрым воином" (2Тм.2:3). Мы - добрые воины на стороне Бога. И когда мы боремся, нам нужно уметь смотреть не только по сторонам (на цели, на планы, на обстоятельства, на людей и т.д.), но и внутрь себя. Христианам нужно немного здоровой интроверсии, чтобы заботиться о том, что у них внутри, "сохранять свою веру и чистую совесть" - через послушание истине и жизнь на свету. "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя" (1Тм.4:16).
Сегодняшний вывод: ценить то, что говорят мудрые духовные люди обо мне, и во всех своих "битвах" и "походах" уделять внимание не только внешним обстоятельствам и планам, но и состоянию своей веры и совести. Уже 2-я заметка подряд об этом! "Тихое время" с Богом - идеальная регулярная возможность думать о состоянии своей веры и совести, кормить веру и очищать совесть перед Богом через исповедь (а потом и перед братьями).
Я думаю, что идея "жить каждый день как последний" идет напрямую из отрывка Лк. 21:34-36 и ему подобных:
ОтветитьУдалить"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого."
Это призыв "не заснуть духовно" и не пропустить приход жениха (Христа)!
Для меня есть большая разница между этими 2 призывами: "бодрствуйте на всякое время" (Иисус) или "живите каждый день как последний" (оторванная от жизни человеческая идея). Я думаю, если бы мы на самом деле буквально жили каждый день как последний, мы бы не заводили детей, не работали бы, не имели никаких планов на послезавтра и вообще на будущее, не связывали бы себя ничем, и совсем по-другому сегодняшний день построили - мы бы готовились ко встрече с Христом и, наверное, проповедовали бы снова близким-нехристианам! Для меня эта красивая фраза не имеет смысла, потому что КАЖДЫЙ ДЕНЬ так жить нельзя. А вот "бодрствовать" и "смотреть, чтобы день тот не постиг вас внезапно" - очень даже имеет смысл...
ОтветитьУдалитьДа, согласен. Призыв "жить каждый день как последний" оторван от реальности. А Бог, наоборот, дает нам очень практичные призывы.
ОтветитьУдалить