"Старайтесь жить порядочно, занимаясь каждый своим делом и работая своими руками, как мы вам уже наказывали раньше, чтобы ваша жизнь вызывала уважение неверующих, и чтобы вам ни в чём не иметь нужды." (1 Фессалоникийцам 4:11-12)
Заповеди "жить тихо (спокойно)" (именно так буквально переводится начало сегодняшнего стиха), "занимаясь каждый своим делом", "работая своими руками" и "чтобы вам ни в чем не иметь нужды" в наше время могут каждая пониматься неправильно. А уж "чтобы ваша жизнь вызывала уважение неверующих" и подавно.
Разберём-ка возможные неправильные толкования.
"Жить тихо" = "работа, дом, работа, дом..."? Или "не высовываться, не проповедовать Слово Бога вообще"? Или, может быть, "ни к чему не стремиться, жить как живётся, не иметь целей, плыть спокойненько по течению"?
- НЕТ, это означает "вести себя спокойно, быть мирным, не вызывать скандалов и глупых гонений". Помните контекст: фессалоникийские христиане страдали от гонений; важно было не вызывать дополнительных гонений по глупости, "нарываясь", скандаля, восставая против властей, проявляя неуважение и чрезмерную "политическую активность" и т.п.
"Занимаясь своим делом" = "не работать на дядю, а работать на себя, развивать свой бизнес"?
- НЕТ. Про "дядю" - расхожая фраза в наши дни! К сожалению, многие повторяют её не от мудрости, но это тема отдельного разговора. Тем более что первые читатели этого послания (в 1 веке н.э.) далеко не все имели возможность "работать на себя", многие были рабами и наёмниками, многие "госслужащими" и т.д. Так что это вообще не золотая истина. Нет, смысл здесь простой: "трудитесь! Делайте полезное дело, будьте ценными и уважаемыми как специалисты, показывайте этим хороший пример, не будьте праздными бездельниками".
"Работая своими руками" = "только руками - настоящий труд. А работать головой или руководить - это всё современные изобретения для лодырей и проныр. Начальники - вообще самые большие лодыри. Работать надо только руками!"?
- НЕТ, конечно, есть много способов работать, потому что есть много видов работы. "Своими руками" - это просто фигура речи. Смысл здесь в том, чтобы не быть праздными и "политически активными" бездельниками, а быть добросовестными трудящимся гражданами, особенно когда неверующие смотрят на нас придирчиво. Павел ещё вернется к теме праздности.
"Чтобы вам ни в чём не иметь нужды" = "вооот, я об этом и говорю: мне надо сначала заработать на дом, обустроить дом, расширить дом, купить две машины и периодически их менять, купить всю бытовую технику, iPhone восьмой (а, нет, уже девятый актуален), косметику как у звёзд, одежду как у них же, - а потом уже я буду в церковь регулярно приезжать по воскресеньям (если не буду работать) и, может быть, снова начну Библию читать сам и молиться за что-то, кроме еды... когда вернусь из полугодового тура по тёплым странам, чтобы поправить здоровье"? Или, может, так: "Какое там богатство! Тут выжить надо! Я так много работаю и так мало молюсь и так мало отдаю Богу Божье, потому что Бог за меня зарабатывать не будет. Зачем тратить время на эти Божьи дела. Пусть его тратят те, у кого его много, а мне надо рассчитывать только на себя"?
- НЕТ. Павел просто учит христиан не быть лентяями, нахлебниками, которые спорят о религиозных вопросах, в то время как их семьям нечего есть. Сам Павел всегда верил вот во что: "я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём" (Флп.4:11-13) и "имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и со многие безрассудные и впервые похоти... ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1Тм.6:8-11). Грань между нуждами и желаниями очень тонкая :). Мы сами не замечаем, как нам становится "нужно" всё больше. На самом деле часто - просто хочется. "Умножается имущество - умножаются и потребляющие его" (Екк.5:10); проверено на себе. Это не обязательно "плохо" - но обязательно вносит новые сложности в нашу и так непростую жизнь. Кто не знает, что такое "бремя собственника" - разузнайте в теории, не спешите испытывать на практике. Это, наверное, тоже стоит отдельного разговора.
И последнее: "чтобы ваша жизнь вызывала уважение неверующих" = "всё просто: надо быть как они: так же разговаривать, о том же беспокоиться, то же делать... не отличаться"?
- НЕТ, опять нет. Гарантии, что наша христианская жизнь вызовет уважение каждого, мы иметь не можем. И притворяясь "своими в доску", можно легко потерять святость. "Быть всем для всех" (1Кр.9:19-23) - не то же самое, что "быть как все". Нужно беречь свою святость. Что от нас зависит, чтобы наша жизнь вызывала уважение - как Павел пишет здесь - быть ответственными, честными, работящими, обеспечивать свою семью и не конфликтовать по маловажным поводам - и при этом оставаться христианами, солью земли.
Заповеди "жить тихо (спокойно)" (именно так буквально переводится начало сегодняшнего стиха), "занимаясь каждый своим делом", "работая своими руками" и "чтобы вам ни в чем не иметь нужды" в наше время могут каждая пониматься неправильно. А уж "чтобы ваша жизнь вызывала уважение неверующих" и подавно.
Разберём-ка возможные неправильные толкования.
"Жить тихо" = "работа, дом, работа, дом..."? Или "не высовываться, не проповедовать Слово Бога вообще"? Или, может быть, "ни к чему не стремиться, жить как живётся, не иметь целей, плыть спокойненько по течению"?
- НЕТ, это означает "вести себя спокойно, быть мирным, не вызывать скандалов и глупых гонений". Помните контекст: фессалоникийские христиане страдали от гонений; важно было не вызывать дополнительных гонений по глупости, "нарываясь", скандаля, восставая против властей, проявляя неуважение и чрезмерную "политическую активность" и т.п.
"Занимаясь своим делом" = "не работать на дядю, а работать на себя, развивать свой бизнес"?
- НЕТ. Про "дядю" - расхожая фраза в наши дни! К сожалению, многие повторяют её не от мудрости, но это тема отдельного разговора. Тем более что первые читатели этого послания (в 1 веке н.э.) далеко не все имели возможность "работать на себя", многие были рабами и наёмниками, многие "госслужащими" и т.д. Так что это вообще не золотая истина. Нет, смысл здесь простой: "трудитесь! Делайте полезное дело, будьте ценными и уважаемыми как специалисты, показывайте этим хороший пример, не будьте праздными бездельниками".
"Работая своими руками" = "только руками - настоящий труд. А работать головой или руководить - это всё современные изобретения для лодырей и проныр. Начальники - вообще самые большие лодыри. Работать надо только руками!"?
- НЕТ, конечно, есть много способов работать, потому что есть много видов работы. "Своими руками" - это просто фигура речи. Смысл здесь в том, чтобы не быть праздными и "политически активными" бездельниками, а быть добросовестными трудящимся гражданами, особенно когда неверующие смотрят на нас придирчиво. Павел ещё вернется к теме праздности.
"Чтобы вам ни в чём не иметь нужды" = "вооот, я об этом и говорю: мне надо сначала заработать на дом, обустроить дом, расширить дом, купить две машины и периодически их менять, купить всю бытовую технику, iPhone восьмой (а, нет, уже девятый актуален), косметику как у звёзд, одежду как у них же, - а потом уже я буду в церковь регулярно приезжать по воскресеньям (если не буду работать) и, может быть, снова начну Библию читать сам и молиться за что-то, кроме еды... когда вернусь из полугодового тура по тёплым странам, чтобы поправить здоровье"? Или, может, так: "Какое там богатство! Тут выжить надо! Я так много работаю и так мало молюсь и так мало отдаю Богу Божье, потому что Бог за меня зарабатывать не будет. Зачем тратить время на эти Божьи дела. Пусть его тратят те, у кого его много, а мне надо рассчитывать только на себя"?
- НЕТ. Павел просто учит христиан не быть лентяями, нахлебниками, которые спорят о религиозных вопросах, в то время как их семьям нечего есть. Сам Павел всегда верил вот во что: "я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём" (Флп.4:11-13) и "имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и со многие безрассудные и впервые похоти... ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1Тм.6:8-11). Грань между нуждами и желаниями очень тонкая :). Мы сами не замечаем, как нам становится "нужно" всё больше. На самом деле часто - просто хочется. "Умножается имущество - умножаются и потребляющие его" (Екк.5:10); проверено на себе. Это не обязательно "плохо" - но обязательно вносит новые сложности в нашу и так непростую жизнь. Кто не знает, что такое "бремя собственника" - разузнайте в теории, не спешите испытывать на практике. Это, наверное, тоже стоит отдельного разговора.
И последнее: "чтобы ваша жизнь вызывала уважение неверующих" = "всё просто: надо быть как они: так же разговаривать, о том же беспокоиться, то же делать... не отличаться"?
- НЕТ, опять нет. Гарантии, что наша христианская жизнь вызовет уважение каждого, мы иметь не можем. И притворяясь "своими в доску", можно легко потерять святость. "Быть всем для всех" (1Кр.9:19-23) - не то же самое, что "быть как все". Нужно беречь свою святость. Что от нас зависит, чтобы наша жизнь вызывала уважение - как Павел пишет здесь - быть ответственными, честными, работящими, обеспечивать свою семью и не конфликтовать по маловажным поводам - и при этом оставаться христианами, солью земли.
Много размышлений вызвала эта статья...
ОтветитьУдалить