"
Нам, как вы знаете, пришлось пережить много страданий и унижений в Филиппах, но с помощью нашего Бога мы смело возвещали вам Его Радостную Весть, невзирая на сильное сопротивление. В нашем призыве нет никакой лжи и никаких нечистых побуждений, и мы не пытаемся вас обмануть. Наоборот, мы говорим как люди, которых Бог испытал и которым доверил возвещать Радостную Весть. Мы стремимся угодить не людям, а Богу, испытывающему наши сердца. Вы знаете, что мы никогда не льстили и не притворялись из корыстных побуждений, Бог этому свидетель. Мы не искали славы от людей, ни от вас, ни от кого-либо другого." (
1-е Фессалоникийцам 2:2-6)
Бывает, что Радостная Весть для нас самих перестает быть настолько радостной, чтобы её проповедовать другим. Есть сопротивление снаружи и, главное, внутри. Делиться верой - даже думать об этом - может стать страшным и обременительным. Как тот же Павел однажды написал, "
когда мы пришли в Македонию, то не имели там покоя. Проблемы обрушились на нас со всех сторон: извне мы терпели нападки, а внутри нас одолевали страхи" (2Кр.7:5). Многим из нас даже не надо "идти в Македонию". Мы уже так чувствуем себя, когда речь заходит о проповеди Благовестия. И чаще всего нет против нас никаких "нападок извне", только чувства внутри, но эти чувства сильные, и живут в нас уже давно.
Вернусь к сегодняшнему отрывку из Библии.
Что может мешать нам проповедовать Радостную Весть? Опыт показывает, что есть несколько препятствий, и сегодняшний отрывок отвечает на каждое из них:
1.
Реальное противодействие и преследование нас со стороны людей.
На самом деле в нашей стране это бывает сравнительно редко. Иисус, Апостолы и многие ранние христиане пережили "
много страданий и унижений", "
нападки", "
сильное сопротивление", избиение, изгнание из городов и даже угрозу жизни. Когда я читал об истории ранней церкви, о гонениях и мучениках за веру, я осознал, что "
Бог никогда не допустит, чтобы вы были испытываемы сверх сил, и Он верен Своим обещаниям. Когда вас постигает испытание, Он дает вам и выход, так чтобы вы смогли его перенести" (1Кр.10:13). Раз те христиане столкнулись с такими большими испытаниями, значит, испытания эти были им "не сверх сил" - иначе Бог не допустил бы их! А это значит, что те христиане были реально сильны Богом к тому моменту! А мы, кто не сталкивался с таким противостоянием людей и такими преследованиями, - довольно слабые, поэтому Бог и оберегал нас от них до сих пор, и давал каждому только посильные трудности. (Конечно, "посильные" не значит "обязательно лёгкие"). Закрадывается мысль: "Иногда хорошо быть слабыми...".
Итак, если мы столкнёмся с реальным противостоянием (или, как говорит Библия, "удостоимся подражать Христу" в этом), то к этому моменту Бог даст нам силы и помощь и поддержку, чтобы это перенести. А отдельные ворчащие и грубые "негативные люди", которых мы больше никогда в жизни не встретим - это не гонения. Против Апостолов восставали целые города и вынуждали их уходить... В целом, для тех из нас, кого не преследовали физически, не это проблема номер 1, из-за которой проповедь Радостной Вести может быть нерадостным бременем. Есть две, возможно, более актуальные проблемы, и обе они внутренние.
2.
Страх перед людьми: страх быть отвергнутыми, высмеянными, обсуждаемыми за спиной, "посланными", оскорблёнными, и т.д. Этого ничего ещё нет, но мы уже боимся этого.
Интересно, что для этого страха факты не требуются - достаточно воображения, мнительности, инстинкта самосохранения, переживания за свой имидж и репутацию. Апостолы понимали, что значит "страхи внутри", и у них были основания бояться. Но они нашли противоядие против этого: "
Мы стремимся угодить не людям, а Богу, испытывающему наши сердца". Они знали, что в их проповеди "
нет никакой лжи и никаких нечистых побуждений", они "
не пытаются никого обмануть", "
никогда не льстили и не притворялись из корыстных побуждений", и "
не искали славы от людей, ни от вас, ни от кого-либо другого". То есть людям они не несли ничего плохого и предосудительного. И при этом они знали: Сам Бог смотрит на них прямо сейчас. И именно Ему они хотят угодить.
Страх за свой имидж и репутацию среди людей, среди которых мы живём, реально может останавливать нас. Апостолы это прошли, преодолели "с помощью Бога". Они были, в конце концов, слуги одного Господина, и это помогало не беспокоиться об угождении всем и каждому. Нам тоже нужно молиться о смелости, думая о том, что мы никому ничего предосудительного не предлагаем, мы говорим то, что каждому нужно и принесёт пользу, и что мы выполняем в этом волю Бога. Молиться о конкретных людях, чтобы поговорить с каждым из них. Мне неоднократно помогало молиться о таких возможностях поделиться своей верой, которые я не смогу упустить, и в которых мне будет не страшно, а интересно.
3.
Чувство вины и неуверенности из-за собственных грехов и не меняющихся слабостей характера: "кого я могу обращать, если я сам(-а) такой(-ая)?".
Конечно, в ответ на это нам цитируют отрывок: "
Ведь мы возвещаем не самих себя, а Христа Иисуса" (2Кр.4:5). Вот только он не говорит: "Какие бы грехи в твоей жизни не присутствовали, просто говори о Христе и не говори о себе". Мы все знаем, что это не работает! Мы не хотим быть лицемерами и скрывать, что сами так не живём. Мы знаем, что личный пример очень важен. Мы помним слова: "Учитель, научи сам себя!"; "Почему ты, проповедуя закон, нарушением закона бесславишь Бога?".
Отрывок из 2Кр.4:5 на самом деле завершается так: "
Ведь мы возвещаем не самих себя, а Христа Иисуса как Господа, мы же – ваши слуги ради Иисуса. Потому что Бог... и есть тот Свет, Который светит в наших сердцах... Но это сокровище мы носим в глиняных сосудах и показываем, что эта выдающаяся сила исходит не от нас, а от Бога". - Свет Бога должен сиять в наших сердцах. Да, мы - глиняные сосуды с сокровищем, но в нас должно лежать это сокровище. Когда мы "возвещаем Христа Иисуса", мы возвещаем Его "как Господа" - чьего Господа? Абстрактного Господа? Нет, "
Господа их и нашего". Мы показываем, что сила у Бога, а не у нас, но если мы грешим, то мы должны каяться и исповедоваться в церкви, а не списывать это на "нашу слабость" и потом "просто говорить не о себе, а о Христе". Отсутствие покаяния и замалчивание своих живых грехов не работает в проповеди. Не говоря уже о том, что оно лишает нас духовных желаний.
Я увидел сильные слова в сегодняшнем отрывке: "
мы говорим как люди, которых Бог испытал и которым доверил возвещать Радостную Весть". Бог Сам хочет "испытать" тех, кому Он доверил нести Его Радостную Весть. Для Него важно, что это за люди, которые будут говорить о Нём! В каком-то смысла, Его не устроит "кто попало". Он хочет, чтобы мы могли показать людям пример следования Его Слову, пусть несовершенный. Нам просто нужно покаяние в своих грехах и исповедь, тогда не придется бороться с проблемой номер 3. Слабость глиняного сосуда, в котором хранится сокровище - это не то же самое, что христианин с нераскаянными грехами. Во всех областях жизни покаяние в личных грехах только помогает.