"Великое приобретение быть благочестивым и довольным. Ведь мы ничего не принесли с собой в этот мир и ничего не можем взять с собой из него. Мы должны быть довольны, если у нас есть пропитание и одежда. Те же, кто стремится разбогатеть, впадают в искушение и попадают в ловушку множества глупых и опасных желаний, которые погружают людей в пучину несчастья и гибели. Любовь к деньгам – это корень всех зол. Есть много людей, которых любовь к деньгам увела от веры и принесла им много страданий." (1 Тимофею 6:6-10, http://bible.us/1Tim6.6-10.rsz)
"Тех, кто в этой земной жизни богат, предупреждай, чтобы не гордились и не надеялись на свое богатство: оно ненадежно. Пусть лучше надеются на Бога, щедро дающего все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью. Требуй от них делать добро и обогащаться добрыми делами, быть щедрыми и охотно делиться с другими своим богатством. Таким образом, они соберут себе сокровища, которые станут добрым основанием их будущего, и получат по-настоящему подлинную жизнь." (1 Тимофею 6:17-19, http://bible.us/1Tim6.17-19.rsz)
Несколько раз за последние дни я возвращался мыслями к словам Павла про богатство. Эти несколько дней были исключительно насыщенными, с междугородней конференцией прославления / фестивалем современной христианской музыки "Отклик", которые мы организовывали и принимали у себя в Ростове. Конечно, такие дни дают много возможностей служить и отдавать, "делать добро и обогащаться добрыми делами, быть щедрыми и охотно делиться с другими"!
Сразу хочу внести ясность: под богатством я здесь понимаю наличие свободных денег сверх необходимых нужд (еды, одежды, крыши над головой, лекарств). В этом смысле речь не столько о миллионерах, сколько об очень многих из нас, и мне в том числе, - кто имеет доход несколько выше необходимого минимума.
Для меня щедрость - одна из непростых добродетелей. Я в целом склонен накапливать и сберегать больше, чем отдавать (деньг, силы, время); это и плюс (в таких разных сферах, как управление финансами и поддержание баланса труд/отдых), и минус (могу чувствовать жадность, особенно когда поставлен перед вызовом отдать что-то "своё кровное" ради помощи каким-то незнакомым людям). Мне со школьных лет трудно видеть смысл в идее "отдать, сколько мы можем отдать" для какой-то огромной нужды, которая существенно превышает наше пожертвование: я отдам, я лишусь, а нужда закрыта не будет всё равно, как в бездонный колодец, в чём смысл?.. - Это чувства такие. Бог меня последовательно учит щедрости - в большой степени через мою очень чувствительную и щедрую жену, которая регулярно предлагает помочь кому-то исходя из наших возможностей.
Что меня поддерживает в сегодняшних отрывках, так это сам элемент "богатейте добрыми делами". Я испытал и бедность, и обеспеченность; я понимаю, насколько легко связать чувство стабильности с наличием свободных денег, а не с наличием Бога Отца на нашей стороне, т.е. по словам Павла - "надеяться на богатство" (не важно, какого размера "богатство"), а по словам Давида - "прилагать сердце к своему богатству, когда оно умножается". Но - "Пусть лучше надеются на Бога, щедро дающего все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью"! И ведь правда! Есть виды радости и наслаждения жизнью, которых накопление денег не даст! Эти виды радости, как я проверил на себе, придут как раз в обмен на отданные деньги, в обмен на пожертвование! - накормить кого-то, принять у себя гостеприимно, заплатить кому-то за такси, за чью-то нужду, и многое другое "приобретают нам друзей богатством неправедным". Радостные, благодарные, скромные люди, приобретшие что-то важное для них благодаря тому, что я что-то отдал.
Каждый богатеет своим - жадный деньгами, дурак думкой (это из пословицы), щедрый друзьями... А христианин должен стремиться богатеть (т.е. обзаводиться в большом количестве!) добрыми делами. Так жизнь дополняется важными фрагментами, которых не будет без щедрости, и становится полной. Жизнь становится полной (Ин.10:10) только когда я что-то отдаю, а не когда фокус моей жизни на приобретении и накоплении для себя - мудрый христианский парадокс! "Таким образом, они соберут себе сокровища, которые станут добрым основанием их будущего, и получат по-настоящему подлинную жизнь."
Хороший призыв в этом для меня, против щедрости, "для разумного служения вашего" (Рм.12:1-2).
"Тех, кто в этой земной жизни богат, предупреждай, чтобы не гордились и не надеялись на свое богатство: оно ненадежно. Пусть лучше надеются на Бога, щедро дающего все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью. Требуй от них делать добро и обогащаться добрыми делами, быть щедрыми и охотно делиться с другими своим богатством. Таким образом, они соберут себе сокровища, которые станут добрым основанием их будущего, и получат по-настоящему подлинную жизнь." (1 Тимофею 6:17-19, http://bible.us/1Tim6.17-19.rsz)
Несколько раз за последние дни я возвращался мыслями к словам Павла про богатство. Эти несколько дней были исключительно насыщенными, с междугородней конференцией прославления / фестивалем современной христианской музыки "Отклик", которые мы организовывали и принимали у себя в Ростове. Конечно, такие дни дают много возможностей служить и отдавать, "делать добро и обогащаться добрыми делами, быть щедрыми и охотно делиться с другими"!
Сразу хочу внести ясность: под богатством я здесь понимаю наличие свободных денег сверх необходимых нужд (еды, одежды, крыши над головой, лекарств). В этом смысле речь не столько о миллионерах, сколько об очень многих из нас, и мне в том числе, - кто имеет доход несколько выше необходимого минимума.
Для меня щедрость - одна из непростых добродетелей. Я в целом склонен накапливать и сберегать больше, чем отдавать (деньг, силы, время); это и плюс (в таких разных сферах, как управление финансами и поддержание баланса труд/отдых), и минус (могу чувствовать жадность, особенно когда поставлен перед вызовом отдать что-то "своё кровное" ради помощи каким-то незнакомым людям). Мне со школьных лет трудно видеть смысл в идее "отдать, сколько мы можем отдать" для какой-то огромной нужды, которая существенно превышает наше пожертвование: я отдам, я лишусь, а нужда закрыта не будет всё равно, как в бездонный колодец, в чём смысл?.. - Это чувства такие. Бог меня последовательно учит щедрости - в большой степени через мою очень чувствительную и щедрую жену, которая регулярно предлагает помочь кому-то исходя из наших возможностей.
Что меня поддерживает в сегодняшних отрывках, так это сам элемент "богатейте добрыми делами". Я испытал и бедность, и обеспеченность; я понимаю, насколько легко связать чувство стабильности с наличием свободных денег, а не с наличием Бога Отца на нашей стороне, т.е. по словам Павла - "надеяться на богатство" (не важно, какого размера "богатство"), а по словам Давида - "прилагать сердце к своему богатству, когда оно умножается". Но - "Пусть лучше надеются на Бога, щедро дающего все необходимое, чтобы мы могли наслаждаться жизнью"! И ведь правда! Есть виды радости и наслаждения жизнью, которых накопление денег не даст! Эти виды радости, как я проверил на себе, придут как раз в обмен на отданные деньги, в обмен на пожертвование! - накормить кого-то, принять у себя гостеприимно, заплатить кому-то за такси, за чью-то нужду, и многое другое "приобретают нам друзей богатством неправедным". Радостные, благодарные, скромные люди, приобретшие что-то важное для них благодаря тому, что я что-то отдал.
Каждый богатеет своим - жадный деньгами, дурак думкой (это из пословицы), щедрый друзьями... А христианин должен стремиться богатеть (т.е. обзаводиться в большом количестве!) добрыми делами. Так жизнь дополняется важными фрагментами, которых не будет без щедрости, и становится полной. Жизнь становится полной (Ин.10:10) только когда я что-то отдаю, а не когда фокус моей жизни на приобретении и накоплении для себя - мудрый христианский парадокс! "Таким образом, они соберут себе сокровища, которые станут добрым основанием их будущего, и получат по-настоящему подлинную жизнь."
Хороший призыв в этом для меня, против щедрости, "для разумного служения вашего" (Рм.12:1-2).
Согласен, что такое массовое ( по сравнению нашими обычными) служение Богу оставляет большой отклик в наших сердцах и предоставляет христианам большое поле деятельности для щедрых сердец. Главное, сохранить этот отклик и дальше. Ведь Бог дает нам все необходимое для жизни и благочестия ( кому-то больше, кому-то меньше). Но это дается нам не для того, чтобы мы ни в чем не нуждались, но чтобы научились видеть нужды других и заботиться о них. В обыденной жизни, без эмоциональных всплесков ( как на Конференции), наш глаз замыливается и может (или не хочет) увидеть чью-то нужду.
ОтветитьУдалитьЧто же касаясь богатства ( избытка ), то, как ни странно, большую часть пожертвований ( в цифровом эквиваленте) совершают люди, имеющие доходы с избытком. Даже проведение конференций часто проходит не без помощи более богатых Церквей. Главное, чтобы у христианина, хорошо зарабатывающего, сердце оставалось с Богом.
Саша, спасибо за открытость в твоей борьбе за щедрость. Моя борьба во многом схожа.
ОтветитьУдалитьЕще один отрывок, который вдохновляет меня быть щедрым:
"Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет." Притчи 11:24