"Истинная же вдова, то есть та, что осталась одинокой, надеется на Бога и день и ночь обращается к Нему с просьбами и молитвами. Но если вдова живет ради своего удовольствия, то ее можно считать заживо умершей." (1 Тимофею 5:5-6, http://bible.us/1Tim5.5-6.rsz)
В контексте этого отрывка - 2 вида вдов. В античном мире женщина, оставшаяся без заботы мужа и отца, не могла сама легко заработать себе на жизнь. Выражение "бедная вдова" не случайно. Возможности для женщин работать были неизмеримо меньше, чем в 21 веке в нашей стране. Пенсии не было. Вдова оставалась с тем имуществом, которое было у нее на момент смерти мужа. И вот одни вдовы в этом положении стремились к Богу каждый день, день и ночь, ища от Него помощи и снабжения (которые Он давал, в том числе, через церковь), а другие стремились повторно выйти замуж, чтобы их обеспечивал человек, и Павел говорит, что это потому, что в глубине сердца они очень любили удовольствия и жизнь для удовольствий (т.е. мотив для замужества был материалистичный и эгоистичный). Причём в культуре древнего мира для женщины было не свойственно самой искать себе мужа, это выглядело довольно неестественно и даже нагло - опять же, совсем не как у нас сейчас!
В целом в этой главе (5:9-15) Павел пишет, что вдовы могли быть добродетельными, гостеприимными, известными служением братьям и сёстрам, - а могли приучаться к праздности, хождению по домам, болтовне, вмешательству в чужие дела. Причём такое разделение не зависело напрямую от степени их обеспеченности, но богатое и бедное положение просто "высвечивало" их сердце с какой-то стороны.
Что в этом мне увиделось важное не только для вдов? - Как раз эта основная мысль! Сколько бы имущества, обеспеченности и стабильности у меня ни было, я или 1) "надеюсь на Бога и день и ночь обращаюсь к Нему с просьбами и молитвами" (и благодарностью) и известен добрыми делами, или 2) "живу ради своего удовольствия" (и духовно меня "можно считать заживо умершим"). И богатство, и бедность испытывают человека. Даже ОЖИДАНИЕ или ВОЗМОЖНОСТЬ богатства или бедности действуют как лакмусовая бумажка, проверяя, какой я человек. Бывают более обеспеченные времена и времена нужды, но всегда в них испытывается моё сердце - что я выберу - жизнь ради собственного удовольствия и борьбу именно за это, или жизнь с добрыми делами для Бога и борьбу за это.
В контексте этого отрывка - 2 вида вдов. В античном мире женщина, оставшаяся без заботы мужа и отца, не могла сама легко заработать себе на жизнь. Выражение "бедная вдова" не случайно. Возможности для женщин работать были неизмеримо меньше, чем в 21 веке в нашей стране. Пенсии не было. Вдова оставалась с тем имуществом, которое было у нее на момент смерти мужа. И вот одни вдовы в этом положении стремились к Богу каждый день, день и ночь, ища от Него помощи и снабжения (которые Он давал, в том числе, через церковь), а другие стремились повторно выйти замуж, чтобы их обеспечивал человек, и Павел говорит, что это потому, что в глубине сердца они очень любили удовольствия и жизнь для удовольствий (т.е. мотив для замужества был материалистичный и эгоистичный). Причём в культуре древнего мира для женщины было не свойственно самой искать себе мужа, это выглядело довольно неестественно и даже нагло - опять же, совсем не как у нас сейчас!
В целом в этой главе (5:9-15) Павел пишет, что вдовы могли быть добродетельными, гостеприимными, известными служением братьям и сёстрам, - а могли приучаться к праздности, хождению по домам, болтовне, вмешательству в чужие дела. Причём такое разделение не зависело напрямую от степени их обеспеченности, но богатое и бедное положение просто "высвечивало" их сердце с какой-то стороны.
Что в этом мне увиделось важное не только для вдов? - Как раз эта основная мысль! Сколько бы имущества, обеспеченности и стабильности у меня ни было, я или 1) "надеюсь на Бога и день и ночь обращаюсь к Нему с просьбами и молитвами" (и благодарностью) и известен добрыми делами, или 2) "живу ради своего удовольствия" (и духовно меня "можно считать заживо умершим"). И богатство, и бедность испытывают человека. Даже ОЖИДАНИЕ или ВОЗМОЖНОСТЬ богатства или бедности действуют как лакмусовая бумажка, проверяя, какой я человек. Бывают более обеспеченные времена и времена нужды, но всегда в них испытывается моё сердце - что я выберу - жизнь ради собственного удовольствия и борьбу именно за это, или жизнь с добрыми делами для Бога и борьбу за это.
Читая дальше главу, можно увидеть, что Павел пошел на уступки, желая молодым вдовам выходить замуж и иметь детей, чтобы лакмусовая бумажка не указала на них как на"заживо умерших". Потому что он знал сущность человека, к тому же нестарого, да и еше, возможно, с малолетними детьми. Поэтому и считает истинными вдовиц старше 60 лет и имеющих взрослых детей. К сожалению, жить ТОЛЬКО добрыми делами для Бога и содержать маленьких детей не всегда совместимо.
ОтветитьУдалитьДа, я в большой степени согласен с твоим комментарием про вдов. Спасибо! Что же касается "жить ТОЛЬКО добрыми делами для Бога", то честно говоря, буквально так ведь никто и не живёт: мы едим, спим, работаем, отдыхаем и многое другое делаем ДЛЯ СЕБЯ. Когда я читаю 2Тм.2 про то, что "никакой воин не связывает себя делами житейскими", я всегда думаю, что мы, не-Апостолы, УЖЕ связали себя делами житейскими, некоторые из которых - наша важная ответственность перед Богом тоже. "Не все ведь Апостолы"! Но и для семей с маленькими детьми, и для вдов любого возраста, и для любого человека есть способ "жить и служить Богу", и Писание ему научит. Суть не в том, чтобы пренебречь детьми и только служить незнакомым людям (нет!), а в том, чтобы "едите вы или пьете, или что иное делаете, всё делайте во славу Божью". Каждому нужно учиться, как Бог задумал это воплотить в его/её жизни. Добродетельность - это суть, характер.
ОтветитьУдалитьАпостол Петр был призван совмещать апостольство с житейскими делами.
ОтветитьУдалитьПохоже у него получилось. :-)