"Как счастливы те, что бедны ради Господа! Царство Небес - для них" (Мф.5:3).
Я помню, как мой дедушка-атеист (как он сам о себе говорил) спрашивал меня: "Что значит "блаженны нищие духом"?" (Мф.5:3). Я объяснял, как понимал тогда: это значит "счастливы осознающие свою потребность в Боге". Это ли имел в виду Иисус, я не уверен, но такое объяснение точно согласуется со всей остальной Библией. А недавно, читая этот же отрывок в переводе РБО (его я и привёл выше), я понял, что есть ещё одно толкование - "счастливы те, кто беден ради Господа, ради духовной жизни". Опять же, я точно не знаю, это ли имел в виду Иисус, но это согласуется с духом Писания, ещё со времён Ветхого Завета: Бог заботится о тех, кто хоть и небогат, но имеет отношения с Ним; о тех, кто в выборе между служением Богу и служением маммоне пожертвовал богатством, а не Богом. Да и для Его первых слушателей это было как никогда актуально: они "оставили свои рыболовные сети", дома, родителей, и ходили за Ним, не имея привычного дохода и "уверенности в завтрашнем дне"! У них был только Иисус, ящик для сбора пожертвований, призыв "если войдёте в какой-то город, ешьте и пейте, что вам предложат", "не берите с собой сумы, кошелька, сменной одежды". Именно им, первым ученикам, Иисус говорил чуть позже: "Не беспокойтесь, что вам есть и что пить... Не беспокойтесь о завтрашнем дне... Ищите прежде Царства Божьего и правды Его...".
Интересно, что далеко не всегда стоит острый выбор между Богом и богатством. Есть масса достаточно высокооплачиваемых высококвалифицированных работ, которые не требуют предать праведность. Есть масса примеров людей Бога в Библии, которые были не бедными. Но есть и обратные примеры. Один брат сказал: "Если вы выбрали служить Богу, работая полное время для церкви - вы не разбогатеете". Понятие "богатства" - относительное, но что точно можно сказать - так это то, что есть люди, которые выбрали иметь меньше (в материальном смысле), но отдавать Богу больше. Они могли бы выбрать другой стиль жизни, с бОльшим благосостоянием, но выбрали уделять больше времени и сил Божьей церкви. Такие люди - герои, по-моему. Хотя этот образ жизни - не для всех. И богатый, и бедный могут быть как человеком Бога, так и человеком маммоны.
P.S. Хочется вспомнить полезное определение богатства (или обеспеченности), которое я прочитал, когда только-только стал христианином: "мы богаты, если после удовлетворения наших основных потребностей у нас остаются свободные средства". "Свободные" - значит у нас есть выбор, на что их употребить. И в этом смысле многие из нас - обеспеченные. Не будем спорить о том, что такое "основные потребности"; в чьих-то глазах мы можем быть бедны, в чьих-то - обеспечены, но "Бог даёт нам всё обильно для наслаждения". Я просто хотел отметить и поблагодарить тех, кто "бедны ради Господа" - некоторым из них я обязан многим!
Я помню, как мой дедушка-атеист (как он сам о себе говорил) спрашивал меня: "Что значит "блаженны нищие духом"?" (Мф.5:3). Я объяснял, как понимал тогда: это значит "счастливы осознающие свою потребность в Боге". Это ли имел в виду Иисус, я не уверен, но такое объяснение точно согласуется со всей остальной Библией. А недавно, читая этот же отрывок в переводе РБО (его я и привёл выше), я понял, что есть ещё одно толкование - "счастливы те, кто беден ради Господа, ради духовной жизни". Опять же, я точно не знаю, это ли имел в виду Иисус, но это согласуется с духом Писания, ещё со времён Ветхого Завета: Бог заботится о тех, кто хоть и небогат, но имеет отношения с Ним; о тех, кто в выборе между служением Богу и служением маммоне пожертвовал богатством, а не Богом. Да и для Его первых слушателей это было как никогда актуально: они "оставили свои рыболовные сети", дома, родителей, и ходили за Ним, не имея привычного дохода и "уверенности в завтрашнем дне"! У них был только Иисус, ящик для сбора пожертвований, призыв "если войдёте в какой-то город, ешьте и пейте, что вам предложат", "не берите с собой сумы, кошелька, сменной одежды". Именно им, первым ученикам, Иисус говорил чуть позже: "Не беспокойтесь, что вам есть и что пить... Не беспокойтесь о завтрашнем дне... Ищите прежде Царства Божьего и правды Его...".
Интересно, что далеко не всегда стоит острый выбор между Богом и богатством. Есть масса достаточно высокооплачиваемых высококвалифицированных работ, которые не требуют предать праведность. Есть масса примеров людей Бога в Библии, которые были не бедными. Но есть и обратные примеры. Один брат сказал: "Если вы выбрали служить Богу, работая полное время для церкви - вы не разбогатеете". Понятие "богатства" - относительное, но что точно можно сказать - так это то, что есть люди, которые выбрали иметь меньше (в материальном смысле), но отдавать Богу больше. Они могли бы выбрать другой стиль жизни, с бОльшим благосостоянием, но выбрали уделять больше времени и сил Божьей церкви. Такие люди - герои, по-моему. Хотя этот образ жизни - не для всех. И богатый, и бедный могут быть как человеком Бога, так и человеком маммоны.
P.S. Хочется вспомнить полезное определение богатства (или обеспеченности), которое я прочитал, когда только-только стал христианином: "мы богаты, если после удовлетворения наших основных потребностей у нас остаются свободные средства". "Свободные" - значит у нас есть выбор, на что их употребить. И в этом смысле многие из нас - обеспеченные. Не будем спорить о том, что такое "основные потребности"; в чьих-то глазах мы можем быть бедны, в чьих-то - обеспечены, но "Бог даёт нам всё обильно для наслаждения". Я просто хотел отметить и поблагодарить тех, кто "бедны ради Господа" - некоторым из них я обязан многим!
Комментариев нет:
Отправить комментарий